Развиваем познавательную сферу детей
20.12.2020Мыслительный процесс состоит из ряда операций.
Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение,
классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того,
чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить,
довести до уровня осознания и специально им обучить.
Включайте в занятия с ребенком задания на:
- сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и
различия между ними;
- классификацию, обобщение различных предметов по общим
признакам;
- нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного
общим признаком с остальными;
- складывание целого из частей (разрезные картинки);
- последовательное раскладывание картинок и составление
рассказа по ним;
- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор,
продолжить его);
- задания на сообразительность, логические рассуждения и т.п.
Если вы занимаетесь с ребенком рисованием, лепкой или изготовлением различных поделок, то включайте в занятия не только копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивайте умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных,
социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, просмотренные фильмы, мультфильмы, анализируйте поведение людей.
В целях развития речи:
- после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать
услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
- развивайте у детей умение строить рассказ по картинке,
заданному плану, заданной теме;
- упражняйте детей в построении выводов, рассуждений,
умозаключений;
- учите детей доказывать своё мнение, выражать его.
После каждого занятия с ребенком проводите рефлексивный анализ (спрашивайте, понравилось ли ребенку занятие, что нового он узнал, что запомнил, что вызвало затруднения, что было легко выполнять).