Контакты:

+7(8652)50-65-45
ds14rosinka@yandex.ru

Адрес:

355002, город Ставрополь, улица Лермонтова, 203

Опыт работы Тагобицкой И.В.

 

Опыт работы на тему:«Использование элементов игровой терапии и технологии ТРИЗ при формировании представлений у дошкольников о правилах дорожного движения‚».

Воспитатель: Тагобицкая Ирина Викторовна

355002, г. Ставрополь, улица Лермонтова, 203

Email: tagobitskay@mail.ru

Телефон: 89887327807; 506544

г. Ставрополь, 2016

Проблема формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна на сегодняшний день.

С развитием техники в нашей стране увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой является ребёнок, так как у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.Поэтому знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение — потребностью человека. Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения пешехода.

Именно в этом возрасте в процессе игры дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем.

При работе над данной проблемой, я столкнулась с противоречиями:

— между высоким ростом числа автомобилей и сокращением игрового пространства для детей;

— между психолого-физиологическими особенностями детей и доступностью к детскому восприятию правил дорожного движения;

— между необходимостью повышения эффективности работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге и отсутствием действенного механизма для ее реализации.

Основной технологией деятельности с дошкольниками для преодоления данных противоречий является игровая технология. Игра имеет большое значение для развития личности дошкольника. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами, все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и развивает аспекты его личности.

В практике работы с дошкольниками я успешно использую элементы метода игровой терапии и технологии ТРИЗ, и считаю целесообразным применить их в работе с детьми по формированию представлений о ПДД.

Цель моей работы по данной проблеме -формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

Для достижения цели были определены задачи:

— Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

-Развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;

-Формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на дороге.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключается, в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Новизна моего опыта состоит в использовании информационно-коммуникационных технологий, технологий ТРИЗ и элементов игровой терапии в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

В основу моего опыта работы легли следующие принципы:

Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, видеть в ребенке полноценного партнера.

Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения.

Принцип интеграции, реализуемый в совместной деятельности педагога с ребенком, во взаимодействии с семьей.

Принцип доступности, подразумевающий подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему образовательной деятельности, с различными формами работы объединенных, общей целью.

В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Например, для детей 4-5 лет подготовлены такие презентации, как:

Участники дорожного движения;

Дорога и ее главные части.

Для дошкольников 5-6 лет:

Виды транспортных средств;

Светофор, история его развития.

Для воспитанников 6-7 лет:

Виды дорожных знаков и их назначение;

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы Windows Media демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

-Например, в средней группе -«Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

-В старшей группе — «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

-В подготовительной группе — «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения я, начиная со старшей группы, применяю разнообразные дидактические игры, используя программу Microsoft Word.

Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.

Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.

В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе я применяю информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение. В качестве примера предлагаю ребус, в котором необходимо ответ составить из двух слов, предварительно убрав последнюю букву в первом слове.

Дошкольники очень любят разгадывать кроссворды! Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают словарный запас по правилам дорожного движения.

Предлагаю Вашему вниманию кроссворд, разгадав который, дети могут прочесть ключевое слово.

Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста я использую программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. Я загружаю в эту программу раскраски по правилам дорожного движения с Интернет — ресурсов и даю своим воспитанникам возможность для творческой деятельности. Дети выполняют такие задания, как:

— Раскрасить дорожные знаки;

— Раскрасить пешеходный переход;

— Раскрасить сигналы светофора и другие.

При этом, владея мышкой, дошкольники развивают координацию движения руки, мелкую моторику рук.

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста. Вместе с родителями я осуществляю поиск и отбор игр, в которые дети могут играть как в группе, так и на домашних компьютерах под присмотром взрослых. Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Самые любимые компьютерные игры дошкольников:

-«Правила дорожного движения для детей».

-«Нескучные уроки».

-«Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

-Родительские встречи «Правила дорожные знать каждому положено»;

— Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения;

— Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг-светофор».

— Проведение мастер-класса «Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании устойчивых навыков безопасного поведения на дороге».

Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

— Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

— Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

— Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

— Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

— Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

— Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

Так же, в своей практике, я использую методы и приёмы ТРИЗ, на которых основными средствами работы с детьми являются педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение.

Метод Синектикапредполагает для хорошего мыслительного процесса превращение непривычного в привычное и наоборот. Главное, чтобы за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое, решаемое известными средствами. В своей работе я пользуюсь такими видами аналогий: символической, фантастической, личной.

Считаю, что личная аналогия (эмпатия) наиболее доступный вид для понимания детьми дошкольного возраста. В основе эмпатии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым предметом. Главный смысл эмпатии: войти в роль кого-либо или чего-либо.

Личную аналогию использую при организации игровых ситуаций «Светофор», «Автомобили»,«Умелый пешеход».

Для закрепления знаний о видах транспорта и их назначении применяю игровую ситуацию «Автомобили»: дети превращаются в автомобили, каждый автомобиль рассказывает и показывает, что он умеет делать.

Предлагаю всем автомобилям выехать на дорогу и познакомиться друг с другом.

— Я, маленький автомобиль. У меня четыре колеса — они из резины, а вот фары они вот так зажигаются — я освещаю ими — дорогу, а ещё, у меня есть руль, а сигналю я вот так.

— Я — розовый автобус, у меня 2 двери, они вот так открываются, широкие окна, чтобы пассажирам было светло и можно наблюдать, что происходит за окном.

— Я — грузовик, работаю на стройке-вожу кирпичи, песок. Когда выгружаю, я наклоняю кузов, вот как, а повороты я делаю медленно.

— Я — гоночный автомобиль, у меня вот такие маленькие колёсики, я еду после команды: «На старт!», вот так обгоняя другие автомобили.

С целью безопасного движения ребёнка в детский сад и обратно, формирования у детей умения ориентироваться в дорожных ситуациях, на пути движения в детский сад и обратно вместе с родителями разработаны маршруты «Дом етский сад». Родители вместе с ребёнком проходят путь из детского сада до дома, проговаривая свои действия. Каждый разработанный маршрут обсуждается в группе ребёнок объясняет свои действия словами.

В игровой ситуации «Умелый пешеход» используя магнитные доски, предлагаю дошкольникам самостоятельно разрабатывать безопасные маршруты следования героев из одного объекта в другой.

С детьми старшего дошкольного возраста для систематизации знаний о Правила дорожного движения использую фантастическую аналогию, с помощью которой дети переносят реальные предметы и явления в сказку. Волшебные, фантастические перенесения помогают нам волшебство сказочных героев использовать для решения поставленной задачи, для выхода из создавшихся ситуаций, для закрепления знаний о Правилах дорожного движения.

Чтобы развить у ребёнка воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, мышление нестандартными образами, использую символическую аналогию.

Символическая аналогия, помогает обозначать каким либо символом реальный объект.

Большой популярностью у дошкольников пользуется игра «Что в круге?», в ходе которой дети учатся условному изображению любых предметов, связанных с Правилами дорожного движения, умению их классифицировать.

Например: Круг-это транспорт. Что в круге?

Ответы детей:

— Легковые автомобили.

— Грузовые автомобили.

— Маршрутные такси.

— Автобусы и другие.

— Круг это дорога. Что в круге?

Ответы детей:

— Пешеходы.

— Пешеходный переход.

— Светофор.

— Регулировщик и другие.

МЕТОДƒƒ‚ƒ‚‚  МОЗГОВОГО ШТУРМА предполагает быстрое принятие решений в коротком отрезке времени.

При организации совместной деятельности взрослого и детей я включаю игровые ситуации «Минутки безопасности», «Хорошо-плохо», «Найди ошибку», «Разрешается-запрещается».

Для проведения «Минуток безопасности» разработаны вопросы, в соответствии с возрастом детей.

Например:

-Назовите сигналы светофора.

— Назовите информационно указательные знаки.

— Что такое перекрёсток?

Формируя умение анализировать, находя противоречия в окружающей действительности, часто использую игру «Хорошо-плохо».

Например:

-Грузовой автомобиль -хорошо. Почему?

— Грузовой автомобиль хорошо, потому что перевозит грузы.

— Грузовой автомобиль хорошо, потому что большой, может везде проехать.

-Грузовой автомобиль хорошо, потому что грузы можно не выгружать, а поднять кузов и ссыпать аккуратно.

— Грузовой автомобиль -плохо. Почему?

-Грузовой автомобиль плохо, потому что трудно ехать, когда много автомобилей на дороге.

— Грузовой автомобиль плохо, потому что из-за него пешеход не может правильно оценить дорожную обстановку.

-Дорога -хорошо. Почему?

— Дорога хорошо, потому что можно быстро передвигаться на транспорте.

— По ней можно возить грузы, перевозить пассажиров.

-Дорога -плохо. Почему?

-Дорога плохо, потому что транспорт на дороге создаёт много шума.

— Дорога плохо, потому что на ней случаются аварийные ситуации.

Организация проблемных ситуаций формирует умение решать различные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе; способствует развитию у детей понимания опасности, которую таит в себе дорога. В проблемной ситуации «Найди ошибку» детям предлагаются сюжетные картинки. Дети рассматривают их, выявляют того, кто нарушает Правила дорожного движения, аргументируют свой ответ.

Игровая ситуация «Разрешается-запрещается» способствует уточнению представлений детей о правилах поведения на дорогах города.

Детям предлагается закончить фразу:

-Переходить дорогу на красный сигнал светофора€¦

-Запрещается!

-Переходить дорогу по пешеходному переходу€¦

-Разрешается! и другие.

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИƒ‚‚ позволяет каждому, испытать на себе то, что чувствует моделируемый объект, позволяет не только объяснить ребёнку окружающую его действительность, но ещё наглядно показать её изменения. Использование символических заместителей -маленьких человечков даёт возможность развить умение отождествлять маленьких человечков со свойствами и качествами реальных предметов и явлений.

Сущность метода в том, что ребёнок наделяет человечков умением думать, производить какие то действия.

В игровой я ситуации «Светофор» роль маленьких человечков выполняют дети:

Если загорается красный сигнал светофора, маленькие человечки стоят плотно друг к другу.

Если загорается жёлтый сигнал светофора, поднимают руки вверх и немного отходят друг от друга. На зелёный сигнал светофора маленькие человечки быстро передвигаются, поставив руки на пояс.

Игровая ситуация «Колёса для автомобиля» активизирует мышление детей и закрепляет знания о строении колёс автомобиля.

Дети-маленькие человечки моделируют строение колёс: резиновые человечки стоят плотно друг к другу взявшись за руки, а воздушные-хаотично передвигаются внутри круга-шины.

МЕТОДƒƒ‚ ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВƒ‚‚ позволяет свойства одного предмета переносить на другой, но только в фантастической обстановке. Этот метод применяется тогда, когда нужно познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет в непривычной обстановке.

В старшей группе дети с интересом сами придумывают нестандартные задания для своих сверстников. Например:«Транспорт для друзей»: ребёнок даёт задание:

— У меня друг человек-паук. Придумайте и нарисуйте для него автомобиль. Ответы детей таковы:

— У автомобиля липучки на колёсах, чтобы карабкаться по стенам.

— Есть воздушная подушка: можно ехать, прыгать, летать пока воздуха хватит.

— Есть пружины на колёсах, чтобы перепрыгивать со здания на здание.Результаты итоговой диагностики позволяют сделать вывод о результатах работы:

-дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве, с применением Правил дорожного движения.

-проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

-дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что использование современных технологий с традиционными формами работы в системе развивающего обучения формирует у детей прочные осознанные знания ПДД творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля. При обучении правилам безопасного поведения на дорогах эти качества во многом помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

Мои воспитанники знают элементарные основы правил безопасного поведения на дорогах, умеют управлять своим поведением в экстремальных дорожных ситуациях, самостоятельно пользоваться полученным знаниями в повседневной жизни.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, используя накопленный опыт по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, я составила проект на тему:«Использование элементов игровой терапии и технологии ТРИЗ при формировании представлений у дошкольников о правилах дорожного движения». Данный проект долгосрочный.

Цель проекта:Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде с использованием разнообразных форм работы, а также элементов игровой терапии и ТРИЗ.

Задачи:

1.Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. Использовать методы ТРИЗ и игровой терапии для решения проблемных ситуаций.

2.Совершенствовать предметно-развивающую среду для организации образовательного процесса по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения (макеты, пуговицы, спички, драматизации, виды театров, песочная терапия, игровые проблемные задачи, т.п.)

3.Активизировать работу с родителями, учащимися гимназии №25, сотрудниками ГИБДД по пропаганде правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге среди родителей.

Вид проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: 01.09.2014-01.09.2015

Участники проекта:

дошкольники старшей группы; инспектор ГИБДД; родители, учащиеся гимназии №25.

Этапы реализации проекта:

I этап подготовительный (сентябрь-октябрь 2014 г.);

II этап основной (ноябрь 2014-август 2015);

III этап заключительный (сентябрь, 2015 г.).

Основные направления работы с детьми:

  • диагностика (определение уровня представлений детей по правилам безопасности поведения на улице);
  • совместная деятельность детей и воспитателей: развивающие игры, развлечения, игровые задачи с использованием элементов ТРИЗ и игровой терапии, театры, конкурсы агитбригад,т,п.)
  • совместная деятельность педагогов, детей, учащихся гимназии №25, сотрудников ГИБДД;
  • самостоятельная деятельность дошкольников.

Содержание проекта

Методы, технологии

Семья, социум

Сроки

Ответственные

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1

Диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);

Дидактические игры, игровые задания

Родители, дети

Сентябрь ƒƒ‚-€“ октябрь, 2014 г.

Педагоги

2

Оформление и систематизация уголка безопасности по ПДД в группе совместно с родителями (шапочки к играм, макеты, пуговицы, спички, маршрутные листы, знаки, плакаты,..)

Арттерапия, сказкотерапия, игровая терапия€)

Родители, дети

Сентябрь, 2014, пополнение в течение года

Педагоги

3

Составление Договора сотрудничества с гимназией №25

 

Гимназия №25

Сентябрь, 2014

Соц. педагог, директор гимназии №25

ОСНОВНОЙ ЭТАП

4

Подготовка семейных презентаций портфолио «Безопасные дороги детям»

Семейные развивающие игры- занятия, фотографирование¦, мультимедиа.

Родители, дети

В течение года

Педагоги

5

Совместная деятельность с дошкольниками и школьниками гимназии №25 «Азбука города»

Игровой метод, познавательно исследовательский, ТРИЗ: метод мозгового штурма: путешествие в страну дорожных знаков, мультимедиа.

руководитель кружка ЮИД, учащиеся Гимназии №25

Ноябрь

Воспитатели

ƒ‚‚ 

6

Экскурсия совместно с юными инспекторами из МБОУ гимназии №25 «Улицы нашего города» (тротуар, зебра, перекресток и тд.)

Познавательно-исследовательская деятельность ТРИЗ: метод фокальных обектов: усовершенствование светофора, т.п.

руководитель кружка ЮИД, учащиеся гимназии №25

Ноябрь

Воспитатели

ƒ‚‚ 

7

Родительское собрание €“праздник «Автомобиль. Дороги. Дети», с участием инспектора ГИБДД ;

Беседа, мультимедиа, игровая терапия(дорожные макеты из спичек и пуговиц), ТРИЗ: познавательная игра прошлое, настоящее и будущее автомобиля, т.п.

Инспектор ГИБДД

Ноябрь

Воспитатель группы

соц.-псих. служба

8

Тротуары и дороги, пешеходы и дороги» игра-занятие в Автогородке МБДОУ №14;

Инсценировка, сказкотерапия, арттерапия (рисование на асфальте маршрутных листов, знаков) ТРИЗ: метод эмпатии (отождествления себя с дорожным знаком, светофором), моделирования (составления рассказа о перекрестке на основе фигур и плоскостных моделей из спичек и пуговиц)

 

Ноябрь

Воспитатели подг.групп, социальный педагог МБДОУ

ƒ‚‚ 

9

Выставка «По дороге в детский сад» (рисунки, аппликации, поделки совместно с родителями)

Изотерапия

Родители, дети

Январь

Воспитатели групп, Воспитатель ИЗО

10

Познавательное развлечение по ПДД «Путешествие по стране дорожных знаков» (с участием родителей)

Театрализация, музыкотерапия, игра, арттерапия (зарисуй дорожный знак), мультимедиа

Инспектор ГИБДД, агитбригада «Светофорчик»

Январь

Воспитатели подг. гр.,

11

Организация работы

-с родителями в «Школе пешеходных наук»;

-с ЮИДовцами «Светофорчик» (МБОУ гимназии №25)

Дорожная игротека с родителями, выставки, словесное творчество(стихи, речевки, песни, театры),мультимедиа.

Родители, дети, учащиеся гимназии №25

В теч.года

Методическая служба МБДОУ;

12

Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?»

Партнерство с родителями, беседа, круглыйстол, мульитмедиа)

Родители.

Февраль

Воспитатели групп,

Соц. педагог

13

Если ты пассажир!» познавательная викторина совместно с родителями ДОУ 

ТРИЗ — познавательные игры, проектная деятельность, мозговой штурм, арттерапия

руководитель кружка ЮИД, родители

Февраль

Социальный педагог МБДОУ

 

14

Спортивный-позн. досуг с родителями «Запрещается — разрешается!»

Психогимнастика, ритмическая гимнастика, подвижные игры.

Родители дети

Март

Воспитатели ст.гр.

15

Занятия-игры «Школа пешехода» (с агитбригадой гимназии №25)

Дорожная игротека. Сказкотерапия, ТРИЗ эмпатия, моделирование, фантазирование, тайна двойного,т.п.

учащиеся гимназии №25

Апрель

 

16

Библиотека в гости к нам: «Азбука движения» (консультация работника библиотеки им. Екимцева с родителями группы о литературе на данную тему)

Рассказ, художественное слово(стихи, пословицы, поговорки, сказки,т.п.)

Работник библиотеки им. Екимцева

Апрель

Воспитатели ст. гр, Соц. педагог

17

«Вместе весело шагаем, про светофор не забываем» (спортивно-познавательный досуг )

Безопасность, Познание,социализация, здоровье

Педагог, родители

Апрель

Социальный педагог

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

18

Диагностика на конец года

 

 

май

Педагог

19

Творческие отчёты для родителей «Весёлый перекрёсток»

Мастер-класс, ток-шоу, презентации для родителей, конкурс родительских портфолио по ПДД

Родители

май

Педагог

20

Развлечения с родителями

Игровой, театр, арттерапия.

Родители, дети

Июнь — август

Содружество детей, родителей и педагогов.

ƒƒ‚ƒ‚‚ 

Ресурсное обеспечение проекта:

В нашем дошкольном учреждении реализуется программа по ПДД «Уважайте светофор», созданная на основе федеральной образовательной программы «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. Раздел «Основы безопасности детей дошкольного возраста» дополнен содержанием работы с социумом (гимназия №25, родители, сотрудники ГИБДД) по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста. Основная идея программы -формирование и развитие у детей умения и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. В программе соблюдается принцип последовательности, интеграции видов деятельности и форм работы с общественностью, тематического планирования по ПДД. Формирование навыков поведения на дорогах состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте, обучение включается в контекст повседневной жизни.

В группе создана предметно-развивающая среда: баннер, плакаты «Изучаем правила дорожного движения», видеофильм «Безопасность пешеходов», библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения, иллюстрации, методическая литература, конспекты занятий, бесед, прогулок, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения, имеются перспективные планы по изучению ПДД, уголки дорожного движения. Подобрана детская литература на тему дорожного движения, альбомы с загадками и стихами о ПДД, маршрутные листы следования ребенка из дома в д/с (для детей старшей и подготовительной группы), дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым игра «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др. Оформлены своими руками атрибуты по игровой терапии : макеты, пуговицы, спички, шапочки, костюмы ЮИД, знаки, перекресток, составлены презентации занятий иразвлечений.

Реализация проекта:

Мною обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

-картотека подвижных игр по ПДД;

-картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;

-конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

-цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;

-Электронная база данных: презентации «Семейный мастер-класс», видеофильмы «Опыт работы родителей по обучению дошкольников ПДД», фото уголков по ПДД.

Методическая копилка по работе с социумом (гимназия №25, сотрудники ГИБДД, библиотека им. Екимцева)

Создан проект «Использование элементов игровой терапии и технологии ТРИЗ при формировании представлений у дошкольников о правилах дорожного движения».

Основные элементы метода игровой терапии, используемые мною в проекте по ПДД: игровое мотивирование, игровой ритуал начала занятия, «вхождение в сказку, игровая ритмопластика, психогимнастика, двигательная разминка или подвижная игра и игровая речевая разминка или игра с рифмами, игра на развитие мышления, театрализованная игра или психологический этюд, решение сказочных задач,. групповое придумывание истории.

Методы технологии ТРИЗ в проекте:познавательные игры (Дорожная игротека), моделирование (описание предметов на основе моделей), тайна двойного («хорошо-плохо»), метод фокальных обектов (уменьшение и увеличение свойств обьекта), мозговой штурм (быстрое решение ситуативных задач), фантазирование, противоречие в размерах, эмпатия (отождествление себя с предметом), уничтожение свойств обьекта (дорога без перекрестка, светофор без зеленого цвета€.

Я ежедневно провожу минутки безопасности, где педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, придумывают сказки, загадки, частушки. Организуя занятия и беседы, я исхожу из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, т.е. при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в ƒ‚‚«Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.

Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Представления, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол. Воспитатели ДОУ стремятся, чтобы дети сами называли уже знакомые слова и выражения, соотносили их с данной дорожной ситуацией.

В течение года проводятся выставки рисунков детей старших групп: «Такие разные автомобили», «Я и дорогаƒƒ‚ƒ‚‚» и др. Ребята совместно с родителями и воспитателями изготавливают атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм.

Наряду с традиционными формами и средствами работы по обучению детей ПДД, используются и новые интерактивные формы работы, среди которых ƒƒ‚-€“ выступление агитбригады гимназии №25, развлечения с инспектором ГИБДД Шульга А.Н. Агитбригада помогает детям лучше изучить и усвоить правила дорожного движения. Да и членам агитбригады очень нравится выступать перед детьми и родителями.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.

Работе с родителями в детском саду уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы.

В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма используются различные формы взаимодействия с родителями:

-памятки для родителей о необходимости соблюдения ПДД;

-папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

-консультационный материал «Дошкольник и дорога».

Традицией стало проведение встреч-бесед, развлечений с родителями и инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: ƒƒ‚ƒ‚‚«Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорогƒ‚‚».

Наши родители являются непосредственными участниками педпроцесса по обучению дошкольников ПДД. Они оформляют семейные портфолио, презентации, пропагандируя опыт семейного воспитания по профилактике ДДТ. В группе собраны семейные электронные портфолио на данную тематику, фотоколлажи мастер классов, родительских собраний.

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер-класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.

Итак, проектная деятельность с дошкольниками по ПДД имеет положительные результаты:

— Диплом II степени в конкурсе агитбригад -2014г,

— три Диплома Iстепени в Российском конкурсе «Талантоха» (2014г., 2015г.) — в номинации«Педагогические разработкиƒ‚‚»

Таким образом, систематическая работа помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.

Результаты деятельности.

Для воспитанников:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков адекватного ситуативного поведения в дорожно-транспортной среде и навыков личной безопасности.

3. Возможность представить результат во внешнюю среду, адаптация к окружающей жизни

Для родителей:

1. Повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения.

2. Возможность увидеть достижения и успехи своих детей.

3. Готовность к сотрудничеству.

Для воспитателя:

1. Удовлетворенность от результатов своей деятельности.

2. Новые проекты, перспективы.

3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта